Старая Ладога

В теплый солнечный субботний день мы решили прикоснуться к кружевам истории и направились в поселок Старая Ладога Ленинградской области. Точная дата основания поселения, которое сейчас известно как Старая Ладога не известна, но  как свидетельствуют археологические раскопки, это произошло не позднее 753 года, благодаря варяжским торговым путям, проходившим чрез реку Волхов. Ладога представляла собой город-порт, который служил местом контакта различных этнических групп и культур: славян, финнов и скандинавов. Впервые Ладога упоминается в летописи под 862 годом в числе десяти древнейших городов Руси. Расстояние в 120 км отделяет Санкт-Петербург от Старой Ладоги, позади пробка на выезде из города, убитая местами трасса и вот мы на месте.  В первую очередь мы направились к крепости.

 


Староладожская крепость стоит на высоком берегу реки Волхов.  Частично сохранившаяся до нашего времени крепость уже третья по счету. Первая была построена Вещим Олегом на рубеже IX-Х вв. На ее месте в 1114 г. новгородский князь Мстислав Великий и посадник Павел заложили новую крепость, со стенами восьмиметровой высоты и двухметровой толщины. Эта крепость устояла при нападении шведов в 1164 г. и была перестроена в XVI в. в связи с распространением огнестрельного оружия. От крепости до  наших дней сохранились Климентовская и Воротная башни, а также прясло (стена) между ними.

 

От  Стрелочной, Тайничной башни, размещавшихся вдоль берега реки, а также от стен между ними остались практически в основном руины. От Раскатной башни сохранилась часть бойницы.

В Воротной башне разместился прекрасный музей, рассказывающий об истории крепости, который ы с удовольствием посетили.  В нем собраны многочисленные археологические находки,  в центре зала на первом  этаже представлен  макет крепости в ее первоначальном виде. Приятно было и просто побродить по территории крепости, пройтись по стене, соединяющей башни, осмотреть сохранившиеся достопримечательности.

Внутри крепости стоят две церкви.  Одна  — белокаменная красавица, Церковь Св. Георгия. Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Небольшой четырехстолпный храм с тремя апсидами сложен из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей. Главная драгоценность храма — настенные фрески, выполненные в середине XII в. Несколько фотографий сохранившихся (или восстановленных) фресок мне удалось сделать, пока строгая смотрительница не запретила мне фотографировать.  По историческим сведениям, в 15 веке вокруг церкви был основан Георгиевский монастырь, который в первой половине 18 в. прекратил свое существование и в середине 18 в. Георгиевский храм стал приходской церковью.

Рядом с церковью Св. Георгия стоит вторая — деревянная церковь Дмитрия Солунского. Ее появление относят к  1646 году, когда Георгиевская церковь стала соборной для всей Ладоги. Внешне церковь небольшая и довольна проста. Внутрь церкви попасть не удалось, она была закрыта на большой амбарный замок. Сочетание рядом двух совершенно разных церквей несколько удивляет.

Можно сказать, что в день поездки нам улыбнулась удача. В день нашего посещения на территории крепости, как мы потом выяснили, проводился фестиваль «Варяжская крепость». Еще только подходя к крепости, мы увидели мужчин в одеждах  явно не 21 века, с доспехами, оружием и девушек в длинных до пят платья и сарафанах. А на территории самой крепости и рядом с ней расположился палаточный лагерь, в котором  жили участники фестиваля. В программу фестиваля которого, как мы поняли из увиденного входили: выступления дружин, демонстрация владения различными видами оружия, одиночные и групповые бои, игры с участием зрителей. Посетив музей, погуляв территории крепости, мы в числе многих гостей крепости около 16 часов направились на просмотр действа именовавшегося как – «боевая высадка с ладьи на берег с похищением женщин». Нам «высадка» понравилась, все выглядело очень натурально:  красиво причалили на ладье, выскочили, высадившиеся и оборонители берега лупили друг друга по-настоящему.

По завершении действа начался фолк-концерт с участием групп  Конец лета, Беркана, Видеть пчелу (названия воспроизвожу на слух, может где-то ошиблась).  Музыка на мой взгляд на любителя, мы послушали с интересом и удовольствием, в городском круговороте наших дней такого не услышишь, кто-то понравился больше, кто-то меньше.

Стрелки часов давно перешагнули 18 часов, мы покинув фолк-концерт и  направились к домам Калязиных. В Старой Ладоге сохранились два дома (деревянный и каменный), принадлежавшие в XIX в. купеческому семейству Калязиных. В деревянном доме открыта экспозиция купеческого быта, которую нам удалось весьма спешно  посмотреть перед самым закрытием музея.

Далее свой путь мы  держали в  Успенский монастырь. Монастырь стоит вдоль автомобильной дороги, отгороженный от нее краснокирпичной стеной. В настоящее время монастырь действующий, хотя после увиденного его можно назвать выживающий. Порадовало то, что в этот раз мы не увидели на воротах при входе на территорию монастыря объявление, которое  1,5 года назад повергло меня в шок. С точностью до единого слова содержание объявления привести не смогу, а смысл был следующий: «Примем в дар продукты: сахар, крупы, муку …». Очень хочется надеяться, целью этого прошения была помощь кому-то, а не сбор продуктов для монахинь и послушниц. В эту поездку  монастырь произвел менее удручающее впечатление, может, темные краски разрухи скрашивались зеленой травой и солнцем, а также звуками ремонтных работ. Во дворе монастыря много деревянных и каменных построек. Главная достопримечательность-церковь Успения Богородицы, самый северный храм домонгольской Руси и всей византийской культуры. Время его сооружения – начало XII века. Храм стоял в лесах, и был закрыт, так что попасть в него нам не удалось. Краснокаменные здания выглядяли как-то удручающе, деревянные постройки полуразрушены,  за исключением небольшой звонницы.

Из женского монастыря  мы направились в мужской Никольский монастырь. Никольский монастырь возник вокруг церкви св. Николая Чудотворца, которая была возведена в конце XII — начале XIII вв. и перестроена в ныне существующем виде в 1541 г. По легенде, основание монастыря было связано с именем Александра Невского и его победой в Невской битве (1240), в которой участвовал и отряд ладожан. В Смутное время монастырь был «разорен до основания» и возобновлен лишь к 1620-м гг. Он просуществовал до 1920-х гг. В XIX в. петербургский архитектор А.М.Горностаев построил в Никольском монастыре каменный храм св. Иоанна Златоуста. Попасть на территорию монастыря и увидеть церкви нам не удалось, т.к. монастырь закрывался для входа. Сделали только несколько фоток снаружи.

Вернувшись к машине, мы поехали к церкви св. Иоанна Предтечи на Малышевой Горе. Это единственная постройка, уцелевшая от Ивановского монастыря, который впервые упоминается в источниках в 1276 г. Построек того времени не сохранилось. Нынешний пятиглавый белокаменный храм Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы был возведен в 1695 г. по инициативе бывшего попа Георгиевской церкви Льва Иванова. В начале XVII в. по повелению Бориса Годунова для этого храма были отлиты два колокола. В 1764 г. в монастыре жило всего два человека: иеромонах Тихон и монах Иона. В том же году Ивановский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. При советской власти церковь закрыли, в 1991 г. она была вновь открыта для прихожан. Церковь частично тоже стояла в лесах, но это не помешало восхититься ее простой красотой.

 

На этом наше знакомство со Старой Ладогой заканчивалось. Последняя остановка была делана нами у сопок. До наших дней в Старой Ладоге сохранились уникальные погребальные сооружения — сопки, созданные на рубеже IX-Х вв. Вероятно, их использовали как своеобразные святилища, и захоронения там совершались на последнем этапе строительства. Сопки часто имеют высоту более 10 м. С одной из сопок поздняя фольклорная традиция связывает летописный сюжет о кончине князя Олега Вещего и его погребении в Ладоге в 912 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *