«Пенаты» музей-усадьба И.Е. Репина

Дачный сезон окончился и в серый октябрьский субботний день мы решили направиться в «Пенаты». Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» находится в 40 км от Санкт-Петербурга в поселке Репино, Приморское шоссе, 411.  Здесь русский художник Репин И.Е. прожил последние 30 лет своей жизни (1900-1930 гг.).

Усадьба была приобретена И.Е. Репиным в 1899 году для Наталии Борисовны Нордман, дочери русского адмирала шведского происхождения,  на ее имя, и представляла собой небольшое одноэтажное строение, а в последующие годы была значительно перестроена художником. Н.Б. Нордман, которой Репин был очень увлечен, была гражданской женой художника с 1900 по 1914 год (в 1914 году умерла в Швейцарии от туберкулеза) и всегда радушно принимала гостей.  Усадьбе художник дал красивое имя «Пенаты» в честь древних божеств домашнего очага и семейного благополучия. С первых лет существования усадьбы сюда приходили В.Стасов, М.Горький. А.Куприн, Н.Гарин-Михайловский, позднее В.Розанов, Алексей и Татьяна Свирские, Т. Щепкипа-Куперник, С. Сергеев-Ценский, В.Каменский и В.Маяковский, С. Есенин и Н. Клюев. В «Пенатах» позировал Репину В.М.Бехтерев, Ф.Шаляпин, читал новые произведения Л. Андреев. Репин работал вместе с художниками И.И.Бродским, Ю.П.Анненковым, а также с сыном Юрием Репиным.

 Музей отрылся в июне 1940 года. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, дом сгорел и «Пенаты»  представляли собой руины.  Однако, в 1941 году были вывезены и хранились в здании Академии художеств личные вещи, картины и рисунки Репина. В июне 1962 года возрожденная усадьба-музей вновь открылась для посетителей. Дом весьма причудливый снаружи, необычные скаты кровли, интересные окна, многочисленные возвышающиеся башенки, световые стеклянные проемы в крыше, которые осветляют дом.

В музее организована экскурсия, но не с живым экскурсоводом, а аудио, которая начинается по мере набора группы (5-10 чел.). В прежнем виде в усадьбе восстановлены кабинет художника, гостиная, столовая на первом этаже и мастерская на втором, первые три комнаты дома не восстановлены, в них представлена экспозиция из фото и архивных материалов о жизни и творчестве И.Е.Репина.  В каждой комнате включается аудиозапись, повествующая  о назначении комнаты в жизни художника, о предметах, которыми обставлены комнаты, картинах самого художника и его учениках Бродского, Кустодиева, Куликова, Малявина, которых в усадьбе насчитывается более 100, а дружелюбный служитель музея своей указкой подсказывает туристам, о чем именно говорит аудиогид. Меня не оставил равнодушным круглый двухярусный стол, который сделал финский мастер Пекко Ханникайнен в 1909 году по эскизу Репина по принципу организации самообслуживания трапезничающих, который символизировал равенство сидящих за ним: над основным столом возвышается крутящийся столик, на котором размещались блюда, а в самом столе боковые ящички, куда складывали использованную посуду. Задумка самообслуживания заключалась в том, что тот, кто оказывал какую-нибудь помощь соседу, подвергался наказанию, которое заключалось в обязанности с лесенки, которая размещалась тут же в столовой, рассказать что-нибудь остроумное. В гостиной стоит рабочий столик Н.Б. Нордман, которая была писательницей (писательский псевдоним Северова), и ее бюст, отлитый художником. Очень интересна и мастерская художника, в которой размещены последний автопортрет художника,  предметы казачьего быта, которые художник использовал при написании картины ««Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и другие интересные предметы, а также стоит «шаляпинский» диван, названный так потому, что на нем ночевал Ф.И. Шаляпин во время своего приезда.  К сожалению, фотосъемка внутри музея была запрещена, порывшись в фотоархивах, нашла фотографии столовой и части мастерской сделанные лет 10 назад, поэтому качество не очень.

Заканчивается экскурсия по дому коротким документальным фильмом о днях художника, смонтированным из документальных кадров 1914 и 1920  годов. После экскурсии мы направились на прогулку по территории усадьбы.  Слева от усадьбы рядом с одним из прудов находится артезианский колодец «Посейдон». По словам аудио экскурсовода, глубина скважина составляет 72 м, ее Репин пробурил собственноручно, воду из скважины художник считал целебной и пил по схеме 8 глотков 2 раза в день, а также угощал ей  своих гостей, а может и не просто так, ведь прожил художник 86 лет. Вода из скважины льется, не переставая в колодец, из которого переливается в пруд.

По аллее от колодца мы дошли до места захоронения великого художника. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду.  Место захоронения художника отмечает совершенно простой деревянный крест. К могиле художника ведет березовая аллея, посаженная художником.

Свернув направо и пройдя немного вперед, мы увидели деревянную беседку, именуемую «Башенка Шехерезады», которая являлась смотровой башенкой, стоящей на небольшом холме, к беседке ведет крутая лестница, общая высота сооружения около 18 метров.  И беседка и лестница довольно обветшалые, время не щадит культурные ценности, лестница огорожена сеткой и закрыта для прохода, а еще лет 12 назад по ней можно было подняться к беседке. Теперь же это пришлось сделать по склону.

От беседки «Башенка Шахерезады» к дому ведет аллея, название которой дал сам художник – аллея Пушкина. Если идти по аллее к дому, то слева встретится Беседка «Храм Озириса и Изиды» (богов-хранителей Древнего Египта). В этой беседке, если гостей было много, проводились еженедельные «репинские» среды, и беседка служила эстрадой для концертов, докладов и лекций. Перед беседкой расположилась небольшая площадь, которая носит имя древнегреческого поэта Гомера. Названия беседке и площади даны И. Е. Репиным.

Территория усадьбы хоть и небольшая, но очень уютная. Заболоченный участок земли, приобретенный Репиным в 1899 году превратился в роскошный парк с аллеями, беседками и прудами благодаря трудам художника. Прогулка по дорожкам, среди берез и сосен, мимо прудов, соединенных друг с другом канавками, через которые разместились игрушечные мостики, даже в этот осенний пасмурный день с небольшой моросью сверху доставила огромное удовольствие.  Это место, куда хочется вернуться снова…

Музей открыт ежедневно кроме понедельника и вторника, официально до 17 часов, но лучше приехать пораньше, касса закрывается в 16.00. Сам парк открыт до 20 часов. Вход в музей  — 100 рублей.

 

Дата поездки: октябрь 2010 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *